Заказать
обратный звонок

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Получить более подробную информацию

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Ваш вопрос
Пожаловаться

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Текст сообщения

Предложить объект


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Продать либо Сдать в аренду
Категория недвижимости
Тип коммерческой недвижимости
Адрес объекта
Площадь объекта
Описание объекта
Цена

Нажмите на +, чтобы добавить до 5 файлов

Заявка на поиск объекта


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Купить либо Снять в аренду
Категория недвижимости
Тип коммерческой недвижимости
Адрес, Район, Станция метро
Площадь объекта
от до
Цена
от до
Описание, пожелания

Заявка на консультацию


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Ваши потребности и пожелания

Оставьте заявку на презентацию франшизы


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email

Стать частью команды


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Подписаться

Ваше имя
Ваш email

Перенасыщение франшизой. Предприниматели все меньше стремятся создавать бизнес с нуля

 

Материал предоставлен "dp.ru Деловые новости"

Оригинал статьи: https://www.dp.ru/a/2019/09/06/Perenasishhenie_franshizoj

Автор статьи: Карашаш Ногаева

Рынок франчайзинга в России растет буквально по секундам. По разным оценкам, его объемы увеличиваются каждый год на несколько десятков процентов и сейчас он насчитывает по меньшей мере $5 млрд. Сами игроки рынка и финансовые эксперты отмечают, что тенденция не совсем здоровая — бизнес все меньше стремится создавать что-то свое с нуля, предпочитая приобрести что-то готовое и что предположительно быстро начнет приносить доход.

При этом в России все еще отсутствует единый орган, контролирующий работу франшиз, который закрывал бы недееспособные проекты и лишал бы лицензии распространителей франчайза за обман вкладчиков. В результате чего все еще велик шанс наткнуться на фирму-однодневку.

Обед по расписанию

Двигателем франчайзинга в России стал кризис 2014 года. Инвесторы начали искать более безопасные пути для вложений капиталов, и таким образом рынок разросся, по оценкам агентства EMTG, до $5 млрд, а также насчитывает уже свыше 70 тыс. франчайзеринговых точек и 3 тыс. франчайзеров. По оценкам Российской ассоциации франчайзинга, каждый год каждый год рынок увеличивается по меньшей мере на 15%.

"Франчайзинг позволяет открыть собственное дело, во-первых, с минимальными стартовыми инвестициями, во-вторых, за счет поддержки франчайзера, позволяет снизить риски. Особенно это касается тех игроков рынка, кто не слишком искушен в данном направлении и может на начальном этапе наделать ошибок. Сюда же стоит отнести и используемые франчайзером технологии управления бизнесом, которые, как правило, уже хорошо отработаны. Так, многие компании, предоставляющие франчайзинг, изначально предлагать своим франчайзи готовые решения в части единых систем управления ресурсами компании", — объясняет Алексей Корнеев, аналитик ГК "Финам".

Корнеев отметил, что Петербург при этом является одним из лидеров по темпам прироста франчайзинговых компаний, где есть много крупных игроков: "ТД Интерторг", "Мэлон фэшн груп", "220 вольт", "Хеликс", ПИLКИ и многие другие.

 Его коллега Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс", оценивает долю Петербурга на общем рынке франшиз приблизительно в 10-20%: "На сегодняшний день отсутствуют достоверные данные по темпам расширения рынка франчайзинга даже за первые 6 месяцев. Но если спроецировать основные тенденции последнего времени на текущий год, приняв во внимание продолжающееся снижение реальных располагаемых доходов населения, то можно предположить, что за первое полугодие рынок франчайзинга вырос примерно 6-8%. При этом доминируют по темпам развития такие модные на сегодня направления, как кофейни, пиццерии и барбершопы", — добавил он.

Именно по причине легкости открытия и быстроты окупаемости наибольшую долю на российском рынке в итоге заняли сегменты торговли и общепита. По данным российской Ассоциации Франчайзинга, 57% франшиз относится к ретейлу, 25% - к сфере услуг ,16% - предприятия общепита, 2% - остальные сферы.

"Продуктовый ретейл, бизнес HoReCa или сфера красоты понятнее, проще и ближе простому обывателю. Как говорится, бизнес бизнесом, а кушать хочется всегда, — отмечает руководитель департамента франчайзинга ГК "220 Вольт" Полина Гришанкина, — Предприниматели стремятся выбирать тематику, которую знают, которую могут описать и проконтролировать. Франшиза в сфере IT и франшиза магазина одежды требуют разных интеллектуальных, финансовых и временных затрат. Кому хочется сидеть над планами, схемами и книгами, изучая сложный технический продукт? Лучше уж получать деньги здесь и сейчас. Поэтому, конечно сейчас растет направление ресторанов, булочных, маникюрных салонов. Там все просто. Но рынок уже стал через чур насыщенным. Булочные есть через каждые 100м, а вот хороших магазинов электроинструмента или электронных новинок, да даже магазинов не сетевой одежды не так много".

В "220 Вольт" пару лет назад практически отказались от собственных розничных точек в пользу франчайзинга, поскольку за 13 лет схема показала себя экономически выгодной и живучей. Сейчас у компании по франшизе работают 236 точек по всей России, из них 27 — в Петербурге.

"Мы открыли первый розничный магазин и через несколько лет поняли, что у нас уже есть достаточно опыта, чтобы создать франшизу. В те годы рынок франшизы был пуст, люди еще вообще не понимали, что обозначает это слово "франшиза", и тем более не было франшизы электроинструментов, поэтому наступило самое лучшее время начать это новое для нас направление деятельности", — добавляет Гришанкина.

 По ее словам, совмещение централизованного управления и управления на местах дает хороший прирост, и франчайзинговая сеть является мощным каналом сбыта товара и одним из основных источников дохода.

"Мы открыли сотни успешных магазинов и сервисных центров и сейчас уже с гордостью можем сказать, что каждый восьмой партнер открывает уже второй, третий магазин", — отметила менеджер.

Алексей Корнеев из КГ "Финам" обращает внимание, что значительную долю в структуре франшизного общепита занимает фастфуд. На втором месте располагается сектор продажи и производства одежды: "Опять же, в силу низких операционных затрат этот вид бизнеса в России существенно выгоднее, чем в странах Запада или Азии. Далее идут телекоммуникации и продажа сопутствующего оборудования. Тут все относительно очевидно – развитие сотовой связи и интернета выражается в повсеместной востребованности данных услуг и товаров даже в самых отдаленных уголках страны. Очень популярна и сфера услуг. Причина та же – низкие стартовые затраты и высокая востребованность делают это направление весьма выгодным. Кроме перечисленного развивается франчайзинг и в таких областях, как развлекательная сфера, спорт-индустрия, путешествия и сельское хозяйство. Но эти сектора пока представлены не столь существенно, как перечисленные выше. Самой низкой по начальным вложениям является франчайзинг по экспресс доставке. Но, что вполне естественно, он востребован в основном в крупных городах", — рассказал он.

Также эксперт обратил внимание, что необходимый стартовый капитал на рынке обычно составляет всего в 300-500 тыс. рублей. В целом же, наиболее выгодные виды франчайзинга требуют вложения на начальном этапе от 4,5 до 10 млн. рублей и способны окупиться в зависимости от конъюнктуры за 6-9 месяцев.

В национальном реестре франшиз, который составляет Российская ассоциация франчайзинга, порядка 114 наименований, из которых значительную долю занимают продуктовые ретейлеры и рестораны. Среди них в том числе X5 Retail Group, которая распространяет по франшизе сеть "Пятерочка".

"Франчайзинг не является для нас ключевым направлением. Для сети "Пятерочка" франчайзинг – это получение дополнительного дохода при отсутствии инвестиций, а также увеличение количества магазинов "Пятерочка", расширение регионов присутствия силами франчайзи, то есть возможность открывать магазины в регионах, где сеть ещё не присутствует органически. В рамках новой концепции мы доработали предыдущую схему взаимодействия и минимизировали все риски. Под брендом "Пятерочка" сейчас работают 80 франчайзинговых магазинов, то есть около 0,5% от количества действующих "Пятерочек", — пояснили в пресс-службе компании.

Игры во франчайз

Полина Гришанкина обращает внимание, что рынок франчайзинга сейчас серьезно перенасыщен. Предпринимателям в современных экономических реалиях, по ее словам, проще всего ничего не создавать и ничего не производить, а сделать сутью бизнеса - продажу франшизы.

"Это не есть хорошо, особенно в отсутствии законодательной базы. Не все компании добросовестно подходят к формированию франчайзингового предложения и тем самым искажают саму суть бизнеса. Грубо говоря, фирмы-однодневки продают волшебную денежную кнопку, которую надо нажимать каждый день, чтобы сыпались золотые. Но на деле такой продукт оказывается аналогом "однорукого бандита", автомата, который съедает монету за монетой, а выигрыша все нет", — отметила эксперт.

Александр Осин из "Фридом Финанс" добавляет, что этот рынок весьма зависим от фондового рынка, и в этом кроются свои подводные камни.

"Он следует за фондовым, когда фондовый растет или падает с некоторым опозданием, с большей волатильностью. Он становится популярнее потому, что люди "докупают" на рынке активы в виде обособленных предприятий малого и среднего бизнеса или франшиз крупных бизнес структур, которые тоже дорожают вместе с фондовым рынком, исходя из его показателей приемлемой доходности на инвестированный капитал. Но для малого и среднего бизнеса существуют другие правила в экономике, не те, которые есть для "Газпрома" и "Лукойла". Гораздо жестче, поэтому оценки, которые делаются для франшиз и МСБ на этом рынке – неадекватны, завышены и люди проигрывают", — обращает внимание эксперт.

Ярким примером таких завышенных ожиданий от франчайзинга Осин считает историю с кофейнями "Даблби". В декабре 2018 года ряд франчайзи, которые открыли кофейни по франшизе за рубежом, предъявили обвинения в адрес основательницы сети Анны Цфасман. По их версии, после продажи франшизы предпринимательница практически не принимала участия в дальнейшем развитии европейских точек. При этом никто из франчайзи, инвестируя в открытие кофеен, не заключал с владелицей бизнеса письменный договор, удовлетворившись устным соглашением. В феврале этого года сеть "Даблби" сменила владельца и формат заведений.

Еще один скандал из мира франчайзинга случился уже на этой неделе. По информации "Коммерсанта" сеть пиццерий Domino’s Pizza ввела запрет на продажу франшизы в регионах, а также постепенно начала выкупать свои заведения обратно у франайзи. В апреле 2019 года региональные франчайзи Domino's Pizza в России обвинили сеть в завышенных ценах на продукты, навязывании услуг и отсутствии маркетинговой поддержки. Коллективное обращение российскому подразделению компании подписали владельцы 21 из 26 региональных ресторанов Domino's.

"В сегодняшних российских макроэкономических условиях, я воздержался бы от вложения в любую франшизу. Расчеты, даже самые простые показали бы что при росте экономике в 1% - 5% номинально – при отсутствии признаков изменения политики регуляторов – отбить банковский кредит МСБ стоимостью в 15% - 20% годовых нельзя. Модель убыточна изначально. Фондовый рынок потенциально значительно более привлекателен", — заключает Осин.