Заказать
обратный звонок


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email

Получить более подробную информацию


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Ваш вопрос

Пожаловаться


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Текст сообщения

Подписаться


Ваше имя
Ваш email

Биржа выдавила "Дикси". Акции ретейлера сняли с торгов

Материал предоставлен "dp.ru Деловые новости"

Оригинал статьи: https://www.dp.ru/a/2018/07/01/Birzha_vidavila_Diksi

Автор статьи: Наталья Модель

Одним эмитентом из сектора ретейла стало меньше: акции "Дикси" больше не торгуются на бирже. Публичность позволяет привлечь инвесторов, но требует серьезных расходов и ответственности.

На прошлой неделе Московская биржа прекратила торги акциями "Дикси", с 28 июня сняв бумаги ретейлера с торгов. Фактически последние торги акциями прошли 22 июня, цена закрытия — 320 рублей за бумагу. Возле этой отметки акции компании торговались последние 9 месяцев. Акционеры "Дикси" одобрили делистинг 25 декабря 2017 года. После этого ретейлер почти полностью выкупил свои акции с рынка.

Причиной ухода ретейлера с биржи стали неудовлетворительные показатели бизнеса, считают опрошенные "ДП" эксперты. За прошлый год выручка упала на 9%, до 282 млрд рублей, сопоставимые продажи — на 10,9%. Компания поставила собственный антирекорд, увеличив чистый убыток по МСФО в 2,2 раза по сравнению с 2016 годом, до 6 млрд рублей.

Убыток "Дикси" по итогам 2016 года составил 2,8 млрд рублей. Тогда компания связывала это с оптимизацией сети, изменением ассортимента и снижением потребительской активности. Но со временем положение только ухудшилось.

По мнению Вадима Исакова, директора Северо–Западного филиала "БКС Премьер", в такой ситуации поддержание листинга подразумевает финансовые расходы, которые лишены практического смысла.

Ассортимент розницы

В России на бирже торгуются меньше десятка розничных компаний. Большинство из них работают в продовольственном сегменте: это X5 Retail Group, "Магнит", "Лента", "О’Кей". Среди непродовольственных сетей — "Детский мир", "М.видео", "36,6".

По мнению аналитиков, для рядового потребителя публичный статус розничной сети никакой роли не играет, мало кто из посетителей сетевых магазинов вообще в курсе, что акции ретейлера торгуются на бирже и тем более какова динамика их котировок. Зато выход на биржу позволяет компании привлечь инвестиции в бизнес и повышает доверие к ней партнеров.

Что дает публичность

Тот факт, полагает Вадим Исаков, что компания торгуется на бирже, говорит, например, о ее зрелости и состоятельности, повышает уровень внимания со стороны инвесторов.

"Статус публичности дает эмитентам преимущество в процессе привлечения кредитных ресурсов и размещения облигационных займов, а также в сотрудничестве с иностранными партнерами, ведь доверие к обращающейся на бирже компании гораздо выше", — убежден аналитик.

В "М.видео" называют несколько преимуществ присутствия на бирже. По мнению представителя компании Валерии Андреевой, регулярное раскрытие финансовых показателей делает компанию более прозрачной, ей легче привлекать долговое финансирование и дополнительный капитал.

По мнению эксперта, публичные компании имеют высокие стандарты корпоративного управления, что гарантирует инвесторам и акционерам эффективную реализацию бизнес–стратегии.

"Торги на бирже позволяют менеджменту видеть реакцию рынка на ключевые решения, сделки и результаты деятельности", — заключает Валерия Андреева.

Дорогая прозрачность

С другой стороны, статус эмитента несет определенные риски. Во–первых, всегда есть вероятность существенного снижения капитализации компании, что чревато претензиями акционеров к менеджерам.

Во–вторых, компании приходится нести дополнительные расходы. По словам Алексея Коренева, аналитика ГК "ФИНАМ", присутствие на бирже подразумевает получение определенных рейтингов, которые могут влиять на возможность кредитоваться, и наличие прозрачной отчетности, к тому же строго регламентированной по полноте и срокам представления.

Менеджеры публичной компании испытывают влияние на свои решения со стороны неограниченного количества акционеров, среди которых могут быть и недружественные. Например, гринмейлеры, которые, прикрываясь лозунгом о защите прав акционеров, затрудняют работу менеджмента мелкими придирками и требованиями, чтобы компания в итоге выкупила их акции по цене значительно выше рыночной.

Также у компании, чьи акции торгуются на бирже, появляется обязанность оперативно раскрывать информацию о дивидендах, выпуске ценных бумаг, покупке и продаже акций менеджерами и т. д. Дополнительные расходы влечет и сама процедура получения листинга, его дальнейшее поддержание, а также аудиторские услуги, напоминает Вадим Исаков.

"X5 Retail Group недавно провела дополнительный листинг на Московской бирже (ранее был только на лондонской), GDR компании были включены в индексы семейства MSCI, что позволит расширить базу инвесторов. Среди преимуществ присутствия на бирже мы можем отметить повышение узнаваемости: публичная компания получает более высокую оценку в глазах поставщиков, кредиторов и клиентов. Статус публичной компании также может повысить ее способность привлекать более квалифицированных руководителей и сотрудников."
ДЕНИС КУЗНЕЦОВ
и.о. начальника управления по связям с общественностью X5 Retail Group
 
"Рыночные котировки позволяют оценивать эффективность менеджмента, а также вводить опционные программы для мотивации сотрудников. Также после размещения акций компания получает новый инструмент при проведении сделок M&A — собственными акциями можно оплачивать покупку других бизнесов. А выпуск облигаций в последние годы становится эффективной альтернативой банковскому кредитованию. При выходе на публичный рынок у компании возникают объективные издержки, однако они полностью компенсируются возможностью привлечения капитала для дальнейшего развития."
 АННА ВАСИЛЕНКО
управляющий директор по взаимодействию с ключевыми клиентами и эмитентами Мосбиржи