Заказать
обратный звонок

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Получить более подробную информацию

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Ваш вопрос
Пожаловаться

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Текст сообщения

Предложить объект


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Продать либо Сдать в аренду
Категория недвижимости
Тип коммерческой недвижимости
Адрес объекта
Площадь объекта
Описание объекта
Цена

Нажмите на +, чтобы добавить до 5 файлов

Заявка на поиск объекта


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Купить либо Снять в аренду
Категория недвижимости
Тип коммерческой недвижимости
Адрес, Район, Станция метро
Площадь объекта
от до
Цена
от до
Описание, пожелания

Заявка на консультацию


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Удобное время для звонка
Ваши потребности и пожелания

Оставьте заявку на презентацию франшизы


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email

Стать частью команды


Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email
Подписаться

Ваше имя
Ваш email

О тех, кто остался: торговые сети Петербурга после пандемии

 

Материал предоставлен "dp.ru Деловые новости"

Оригинал статьи: https://www.dp.ru/a/2021/04/19/O_teh_kto_ostalsja

Автор статьи: Дарья Зайцева 

Фото: Сергей Ермохин

Федеральные сети постепенно вытесняют с рынка продовольственного ретейла региональных игроков. Тренд может сильнее проявиться в 2021 году.

Прошлый год для петербургского FMCG–ретейла оказался крайне неоднородным: некоторым компаниям удалось нарастить выручку и увеличить прибыль, другие терпели жёсткие убытки.

 По данным "Контур.Фокус", сеть "Реалъ" (ООО "Торговый Дом “Реалъ”") по итогам 2020–го увеличила выручку на 32%, до 7 млрд рублей, чистая прибыль компании выросла при этом незначительно: с 38 млн до 39 млн.

Выручка ООО "ТК Прогресс" (магазины "Семишагофф") составила 16,2 млрд рублей, что на 38% больше, чем годом ранее. Чистая прибыль за год выросла с 49 млн до 89 млн.

Два супермаркета "Супер Бабилон" также увеличили выручку по итогам ковидного года — на 23 и 17% соответственно.

Сеть универсамов "Вместе", которая появилась в городе в 2019 году, в 2020–м нарастила количество торговых точек. За счёт этого выручка компании с 40 млн рублей выросла до 495 млн. Чистая прибыль ретейлера составила 10,5 млн рублей против 1,1 млн в 2019–м.

 Крупные федеральные компании, которые были основаны в Петербурге, также оказались в плюсе.

"Лента" в 2020 году продемонстрировала рост выручки на 6,7%, до 445,5 млрд рублей. В компании считают, что это было в значительной степени обусловлено ростом среднего чека на фоне снижения трафика в течение года. Чистая прибыль составила 17,4 млрд рублей по сравнению с чистым убытком 2,1 млрд в 2019–м.

Партнёр One Story Ольга Сумишевская отмечает, что хорошие показатели "Ленты" связаны с тем, что менеджмент сети пересмотрел подход к управлению открытиями, промо и запустил новые, удобные для покупателей сервисы.

Розничная выручка группы "О’Кей" в 2020 году увеличилась на 5,9%, до 172 млрд рублей.

"Рост обусловлен сильной динамикой LFL–показателей дискаунтеров и расширением их торговых площадей, а также уверенным ростом LFL–продаж гипермаркетов", — отмечают в пресс–службе компании.

Не до деликатесов

Однако были и провалы. Сеть "Лэнд" по итогам 2020 года сократила выручку на 49%, до 2,1 млрд рублей. Прибыль уменьшилась почти в 10 раз — с 67,8 млн до 6,7 млн рублей. Во многом падение выручки объясняется закрытием половины магазинов "Лэнд".

Эксперты отмечают, что компания закрывает локации в первую очередь по причине ошибочного выбора мест. Кроме того, у "Лэнда" значительные долги перед поставщиками. Не исключено, что сокращение сети продолжится. Источники на рынке отмечают, что сейчас ведутся переговоры о покупке сети компанией Eurospar, которая вскоре может занять часть площадей ретейлера.

Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская добавляет, что прошлый год для ретейлеров, работающих в премиальном сегменте ("Лэнд" именно к нему и относится), был сложным. Траты на товары не первой необходимости сокращаются.

В сентябре 2020 года закрыла все свои точки и ушла с рынка сеть "Оптоклуб Ряды". Её выручка уменьшилась на 16%, до 5,6 млрд рублей. Компания за все годы работы так и не смогла выйти в плюс.

Баланс интересов

По мнению Синявской, ретейлеры нарастили выручку в том числе за счёт роста объёма онлайн–продаж. Также повлиял рост цен во второй половине года из–за ослабления рубля и подорожания грузоперевозок. Ольга Сумишевская считает, что рост выручки в 2021 году продолжится, и не только за счёт офлайн–канала. При этом эксперт подчёркивает, что на фоне роста оборотов важно будет нарастить или сохранить прибыль. А с этим некоторые сети имеют большие сложности.

Член правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Сергей Илюха считает, что по мере восстановления рынка региональные сети будут постепенно терять позиции. А федеральные сети и крупные игроки, наоборот, будут занимать их. Также будет наращиваться объём интернет–торговли, отъедая продажи у традиционных каналов продаж.

"Пандемия привела к изменению мест покупки, — говорит Сергей Илюха. — До введения карантина покупатель мог выбирать магазин в зависимости от целей: гипермаркет — для недельной покупки, специализированный — для покупки деликатесов, супермаркет — для плановых покупок, магазин у дома — что–то докупить. Ограничения сместили акценты в сторону магазинов у дома. Региональные сети работают в основном в этом формате. Во многом это и объясняет их успех в 2020 году". Но с ослаблением пандемии покупатель вернётся к своим привычкам. Кроме того, появилась возможность покупать товары с доставкой, что больнее всего ударит именно по магазинам у дома.

"“Реалъ” вырос за счёт числа новых локаций, освободившихся с уходом с рынка SPAR и “СемьЯ”. Однако насколько это приобретение удачно, покажет 2021 год. “Супер Бабилон”, несмотря на далеко не низкий уровень цен, сумел сохранить широкий и уникальный ассортимент, включая продукты для вегетарианцев и экотовары, а также поддержать продажи с помощью сервисов доставки", — подчёркивает Сумишевская.

Уход ТД "Интерторг" в прошлом году стал одним из катализаторов развития небольших сетей. В городе открылись точки Eurospar, а также зарегистрированных в Петербурге сетей "Вкустер", Like Market и "Мята". Но молодым игрокам теперь необходимо закрепиться на рынке.

Требуется дисконт

Сумишевская отмечает, что вследствие падения реальных доходов населения по всей стране стали открываться жёсткие дискаунтеры, поэтому сети типа "Технолог" и "Семишагофф", работающие в подобном формате, своих покупателей не потеряют.

Другим же придётся перестраивать работу с учётом запросов покупателей и поведения конкурентов. Например, сеть Prisma сменила руководство, открыла фабрику–кухню и надеется за счёт пересмотра ассортимента восстановить продажи. Под вопросом развитие сети "Вкустер", которому приходится уповать, чтобы формат магазина у дома оставался востребованным.

Прошлый год показал, что петербургский ретейл всё ещё держит оборону против федералов, но стройные ряды постепенно прореживаются. Конкурировать с крупными компаниями становится всё сложнее. "Не исключено, что вновь вышедшие на рынок игроки также скоро покинут рынок, ряд существующих не сумеют удержать позиции", — резюмирует Ольга Сумишевская.